Архитекторы давно осознали значение этого союза. В регионах с избытком солнечного света, таких как Средиземноморье, архитектура древнегреческих храмов включала ордерную систему, объединяющую элементы, выступающие в свет, и те, что погружены в тень. Это помогало выделить форму и создавать впечатляющие объемы. Колонны храмов были украшены тонкими углублениями, называемыми каннелюрами, которые тенями придавали колоннам дополнительный объем.
В классицизме, вдохновленном древнегреческой архитектурой, использование света и тени достигло своего пика. Эпоха Возрождения, с ее неверным представлением о цвете древних построек, спровоцировала появление белоснежного классицизма, исключающего любой цвет с фасадов зданий на несколько столетий.
Другим примером зданий с минимальным использованием цвета, но богатым декоративным узором, являются постройки поздней готики. Реймский собор во Франции — это визуальное наслаждение благодаря многочисленным деталям и орнаментам. Его фасад, хотя и имеет однотонный цвет, заставляет восхищаться изобилием выступающих и погруженных в тень деталей.
Термин "пластика" в архитектуре описывает степень богатства фасадных элементов. Сложные и детализированные фасады считаются пластичными, в то время как простые геометрические формы остаются лишены пластики. Некоторые здания достигают такой степени пластичности, что словно "потекают" под визуальной тяжестью декоративных элементов, превращаясь в архитектурные скульптуры.
В творчестве каждого архитектора существует уникальное сочетание света и тени, создающее промежуточные варианты между простотой и сложностью, скучностью и интересностью. Детали играют ключевую роль, формируя объем здания и придавая ему характер. Крупные детали определяют силуэт, в то время как мелкие делают здание узнаваемым и привлекательным для взгляда.