Возьмем во внимание любую фронтальную композицию, например, прямоугольник. При добавлении третьей координаты - глубины - мы получаем трехмерное изображение прямоугольника. Суть объемной композиции заключается в различных соотношениях сторон. Если размер по третьей координате равен остальным, мы получаем квадрат, в случае различия - параллелепипед. Таким образом, две одинаковые фронтальные фигуры могут иметь различия по третьей координате, что делает их объемно разными. Объемная композиция может иметь различные очертания. Стереометрическое очертание может быть основано на круге, квадрате или прямоугольнике, и при добавлении третьей координаты эти фигуры получают объем. Ориентация в пространстве также влияет на форму объемных фигур: вертикальные элементы придают форме высоту, в то время как горизонтальные придают ей привычный силуэт.
Членения играют ключевую роль в преобразовании простейших форм в архитектурные произведения. Архитектор, подобно художнику, с помощью членений выделяет главное и второстепенное в своем здании. В этом контексте членения идеально подходят, подчеркивая положение формы в пространстве и визуально организуя ее. Примерно такой метод применен к зданию размером 6 × 6 м, где добавление членений в виде изменений глубины между этажами создает интерес и разнообразие в фасаде. Вертикальные, горизонтальные и наклонные членения дополняют динамику формы, а их очертания могут быть различными: криволинейными, ломаными, изгибающимися в нескольких плоскостях. Степень выпуклости или заглубления также влияет на визуальное восприятие фасада, придавая ему характер. Однако, членения сами по себе - всего лишь инструмент, и для создания композиции требуется тщательное сопоставление этих элементов на фасаде.
В архитектуре особую выразительность приобретает совмещение противоположностей. Круглое окно привлекательно в сочетании с прямоугольными окнами, а шарообразный купол удачно гармонирует с кубическим основанием. Этот контраст в формах создает зрелищный эффект, подчеркивая уникальность каждого элемента. Разнообразие на фасаде может также проявляться в нюансах. Например, рядом с одним прямоугольным окном может быть другое, немного большего размера. Однако мой опыт в области проектирования и наблюдения в архитектуре подчеркивает, что нюансы могут оказаться слабо выразительными. Для эффективного воздействия архитектурного облика обязателен контраст.
Контрастность не ограничивается только формами членений. Окрасьте рамы двух схожих окон разными цветами, например, синим и желтым. Их контрастное сочетание будет более привлекательным. Используйте темное дерево для отделки нескольких окон на фасаде, тогда они выделятся на фоне белой штукатурки, создавая удачное сочетание. Контраст может быть ключевым в оформлении архитектурной композиции.
Подчеркивание контраста порождает конфликтные ситуации, которые, как известно, привлекают внимание человека. Противоречия лежат в основе искусства и выражаются в каждой детали. Конструкция, состоящая из стоек и балок, полностью составляет две противоположности: вертикальное развитие стоек и горизонтальное развитие балок. Противоречия присутствуют даже в твёрдом теле и создаваемом им пустом пространстве, что, например, видно в объеме стен и внутреннем пространстве здания. Однако следует помнить, что чрезмерное использование контрастов может привести к нежелательным последствиям. Фасад с избыточными деталями и сложной формой может выглядеть неестественно.
В истории архитектуры часто наблюдались резкие изменения. После периода доминирования системных стилей, предпочитающих избегать экспериментов, возникала смелая архитектура, где эксперимент ставился в центр внимания. Такие всплески креативности часто приводили к появлению новых, интересных стилей. За последние два века такие трансформации произошли с классицизмом в XIX веке и модернизмом в XX веке. На смену строгому классицизму пришел викторианский стиль, развивающий разнообразные формы, крыши и декор. Вторая половина XX века привнесла постмодернизм, являющийся ярким стилем-аттракционом, отличающимся контрастами и новаторским подходом.
Выразительность каждого стиля архитектуры всегда базировалась на контрастах. На всех уровнях эти контрасты сталкивались с предыдущей строгостью и системностью. Викторианский стиль, известный как "стиль Королевы Анны", представляет собой яркий пример. Особняк Карсона в Калифорнии, построенный в 1912 году, впечатляет сказочной архитектурой, перегруженной декором и ассиметричными формами. Контрасты здесь охватывают все аспекты, даже цветовые детали на фоне темного фасада.
Постмодернизм, появившийся во второй половине XX века, использовал современные строительные технологии с более смелым подходом. Он трансформировал дома в объекты быта, музыкальные инструменты и даже животных, обладая яркими и кричащими цветами. Несмотря на разнообразие стилей, важно понимать, что в основе каждого из них лежат общие инструменты композиции. Стили различаются их применением и акцентированием на определенных аспектах, но контрастные членения и соотношение массы и пространства всегда остаются ключевыми элементами.
Способность оценивать баланс между эстетикой и надежностью приходит с опытом работы над проектами. Опытные архитекторы обладают интуицией, позволяющей им чувствовать материал и его физические свойства. Они стремятся найти баланс между изяществом и прочностью, используя инструменты композиции и руководствуясь законами строительной физики.