Частичная достижимость целостности и единства формы в значительной мере зависит от использования приемов в рамках архитектурного стиля. Однако важно отметить, что без знаний в области объемно-пространственной композиции (ОПК) можно создать неэстетичный дом. Даже при наличии эркеров и ажурных колонн фасады, задуманные человеком без владения приемами ОПК, могут выглядеть непропорционально и не завершенно. Эта незавершенность ощущается при взгляде на такое строение, подобно тому, как отсутствие последней ноты в прекрасной мелодии может вызвать отторжение.
Подобно тому, как мозг нуждается в завершенности в искусстве, структура дома также требует законченности. В случае какого-либо отсутствующего элемента, будь то окно или другой архитектурный элемент, зритель ощущает необходимость его наличия. Фрэнк Ллойд Райт, известный архитектор, подчеркивал, что архитектор, в отличие от врача, не имеет возможности исправить свои ошибки, и его рекомендация заключается в "посадке плюща".
Целостность и завершенность формы возникают в соответствии с принципами формообразования, с которыми работает ОПК. Вне зависимости от того, является ли ваш дом массивным и мрачным или маленьким и изящным, эти черты не случайны. Различные архитектурные стили предпочитают разные композиционные приемы, которые с течением времени эволюционировали в соответствии с новыми строительными технологиями.
С развитием стекольного и сталелитейного производства в XIX веке, например, появился викторианский стиль с его массивностью и изысканностью. Повышение качества деревообработки воздействовало на движение "Искусства и ремесла". Внедрение активного использования железобетона породило новые стили в современной архитектуре. Однако важно осознавать, что материал, будучи одним из средств, требует умения работать с ним и владения композиционными приемами, чтобы создать произведение искусства.