Феноменально, но будущих студентов архитектурных институтов обучают создавать сложные и громоздкие композиции уже на вступительных экзаменах. Похоже, чем более запутанная задумка абитуриента, тем более успешной считается его работа. Это имеет свой смысл, поскольку только сложная задача способна выявить полный потенциал будущего архитектора. Но несмотря на это, уровень сложности не снижается даже на начальных этапах обучения в институте. Даже студентов последних курсов направляют на сложные проекты, оценивая их по объему выполненной работы — чем больше и масштабнее дипломный проект, тем более квалифицированным считается специалист.
Это прослеживается в постоянном акценте на сложности. Однако при рассмотрении реальных строительных объектов становится ясно, что большинство признанных шедевров архитектуры современности представляют собой простые и, на первый взгляд, даже примитивные формы. Белые кубы с окнами, стеклянные овалы и гладкие стены из дерева и стекла, не слишком привлекательные для студенческого взгляда, тем не менее, являются великими архитектурными творениями. В чем же причина этого противоречия? Реальные проекты ограничиваются требованиями строительной индустрии и необходимостью оптимизации расходов. В условиях финансового подсчета никто не желает переплачивать за излишнюю сложность. Сложные конструкции также часто оказываются неэффективными в эксплуатации — чем больше стыков и разнообразных элементов, тем чаще требуется ремонт, и тем выше его стоимость. К тому же, сложные формы усложняют процессы обслуживания здания.
С учетом этих факторов становится понятным, почему в архитектуре призывают к простоте. Замысловатые формы усложняют выполнение всех вышеописанных задач. При этом важно отметить, что в реальном мире здание — это товар на рынке и инвестиция. Стандартный дом будет более востребован, чем архитектурный эксперимент, упрощая процессы продажи и повышая его ценность как объекта инвестирования. Нельзя забывать, что учебные проекты не могут полностью отражать реальность, и их сложность не всегда соответствует требованиям практики. Тем не менее, важно подчеркнуть значение архитектурного образования, признавая, что избыточная сложность учебных проектов играет свою роль в формировании архитектурных навыков у студентов. Исключительное значение теоретического обучения не оспаривается; однако, переход от теории к практике может стать вызовом для молодых выпускников, особенно когда речь идет о создании реальных проектов для реальных клиентов.