Как и золотое сечение, симметрия долгое время служила своего рода мерилом "правильной" архитектуры. Это вполне логично, учитывая, что, подобно пропорциям, симметрия присутствует в строении человеческого тела. Почти все живые существа на нашей планете обладают симметрией, за редким исключением. Даже предметы, которыми мы пользуемся, от примитивного топора до современного автомобиля, часто обладают хотя бы одной плоскостной симметрией. Симметрия, в этом контексте, представляет собой закономерное распределение равных частей формы относительно друг друга. Эта характеристика придает устойчивость и спокойствие архитектурной композиции, визуально объединяя ее части в единое целое. Архитекторы ценят симметрию за ее способность придать гармонию даже тем проектам, у которых сомнительные пропорции и невозможность кардинального изменения фасадов.
Теоретически симметрия предполагает зеркальное совпадение частей формы, как если бы вы приложили зеркало к половине фасада дома и другая половина бы отобразилась в нем. Однако на практике идеальная симметрия редко достижима. В большинстве случаев мы сталкиваемся с асимметрией, где половины формы различны. Асимметрия, хоть и может быть незаметной в случае человеческого лица, оказывается частью нашего визуального опыта. Эти частичные нарушения симметрии, известные как диссимметрия, могут быть успешно применены и в архитектуре.
Рассмотрим, например, небольшой двухэтажный дом с обычной двускатной крышей. Если добавить по два окна на каждом этаже, получится симметричная композиция. Однако, если вход необходимо разместить на главном фасаде, что нарушит симметрию, одно окно на первом этаже можно легко превратить в входную дверь. Это допущение, известное как диссимметрия, остается вполне приемлемым, поскольку различия ограничиваются одной деталью.
Усиление различий во второй половине здания, такие как другой размер, скат крыши, форма окон и т. д., может, однако, разрушить симметрию. При чрезмерной диссимметрии половины могут визуально отталкивать друг друга. Такие ситуации часто встречаются в домах для двух семей, где каждая половина претендует на свою уникальность и визуальное выделение. Исходно проекты таких домов симметричны и имеют единый фасад, но позднее различия в ремонтах и отделках могут создать визуальный разброс.
Еще более удивительным подходом является антисимметрия, где симметрия присутствует, но с полярными контрастными свойствами. Контраст в материалах и цветах фасада может создать великолепное визуальное сочетание, привлекая внимание своим цветовым контрастом, как символ инь и ян. Этот подход вносит магию единства в противоположности. В заключение стоит отметить важность тождественности и нюансов в архитектуре.